Тенденции потребления сжиженных углеводородных газов в мире и в России

По всей России 8 800 707-75-89
Санкт-Петербург +7 (812) 611-25-89

За 15 лет мировое потребление сжиженных углеводородных газов (СУГ) выросло со 150 миллионов тонн в 1990 году до 210 миллионов тонн в 2005 году.

Основной прирост пришелся на долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона — с 16–17 до 30–35% в общемировой структуре потребления. В то же время в странах с давно развитой инфраструктурой во всех секторах использования СУГ (США, Западная Европа) потребление остается практически стабильным.

В 1990-х гг. среднегодовой прирост мирового спроса на сжиженные нефтяные газы опережал рост их производства (4,2 и 3,3%, соответственно) и почти в 2 раза превышал аналогичный показатель для нефти. Только в странах бывшего СССР и ряде государств Восточной Европы в этот период имел место временный спад потребления СУГ. Объемы производства и потребления СУГ в России снова начали возрастать только в конце 90-х. К настоящему времени Россия, по официальным данным, производит около 8 млн. т сжиженных углеводородных газов в год, из которых около 6 млн. т используется внутри страны.
Мировой спрос на СУГ продолжает расти и в 2000-е гг., хотя и меньшими темпами. Ведущая роль в этом процессе по-прежнему принадлежит странам Азии. Ожидается, что к 2020 г. мировое потребление СУГ достигнет 300 млн. т в год.

Структура потребления СУГ
Во многих странах мира (в том числе и в России) сжиженные газы используются для нужд хозяйства и промышленности уже несколько десятилетий. Высокая теплотворная способность, чистота сгорания, удобство хранения и транспортировки и возможность дальнейшей химической переработки обеспечивают их широкое применение – от моторного топлива до сырья для нефтехимических производств. Сформировались четыре основных сектора применения СУГ: коммунальный сектор, промышленный сектор, транспорт и нефтехимия. Масштабы использования СУГ в каждой из этих областей зависят от целого ряда факторов, специфичных для конкретной страны или региона. На складывающуюся ситуацию и перспективы дальнейшего роста потребления СУГ влияют такие параметры, как:

  • объективные потребности соответствующего сектора;
  • наличие альтернативных (конкурирующих) технологий, базирующихся на других видах топлива;
  • надежность поставок и стабильность рынка СУГ;
  • степень развития инфраструктуры, обеспечивающей хранение и транспортировку СУГ, распределение их по потребителям и сервисное обслуживание систем, работающих на СУГ.


Промышленность
Пропан-бутан используется как топливо в системах отопления промышленных предприятий и как источник тепла для ряда технологических процессов. Конкуренцию пропан-бутановым смесям здесь составляют дизельное топливо, мазут и природный газ. Пропан-бутан — энергоэффективное, экологичное и удобное в хранении топливо; в то же время цена на него в большинстве стран мира слишком высока по сравнению с альтернативными видами топлива, что сдерживает рост потребления пропан-бутана в промышленном секторе. На настоящий момент этот сектор занимает 12–12,5% в общемировой структуре потребления СУГ. В последние несколько лет в России наблюдается растущий интерес к использованию пропан-бутана в качестве стартового и резервного топлива на предприятиях, использующих природный газ как основное топливо.

Нефтехимия
На долю нефтехимической отрасли приходится 22% мирового потребления СУГ. Наивысшей концентрацией спроса отличаются индустриально развитые регионы: в США на нужды нефтехимической промышленности расходуется около 50% от общего потребления СУГ, в Западной Европе (в среднем по региону) — около 24%, тогда как в Азии — всего лишь около 7%. Несмотря на наличие крупных потребителей СУГ в данном секторе в Японии, Южной Корее и Китае и появление крупных предприятий по нефтехимической переработке СУГ на Ближнем Востоке, основной (свыше 80%) объем мирового потребления СУГ в качестве углеводородного сырья по-прежнему приходится на Америку и Европу.

 

 

 


В России нефтехимическая промышленность самый крупный сектор потребления СУГ. По данным на 2006 год, около половины сжиженных нефтяных газов в России используется в нефтехимии. Экономический спад 90-х сильно отразился на состоянии отечественной нефтехимии: в 1994–1998 гг. выпуск продукции составлял всего 40% от уровня 1990 года. Но, начиная с 1998 года, нефтехимия демонстрирует неплохие темпы прироста, увеличив потребление СУГ в 1,5 раза.
И все же положение дел в отрасли неоднозначно. Хроническая нехватка инвестиций в модернизацию и технологическое развитие может в любой момент остановить этот прирост и лишить российскую нефтехимию сколько-нибудь значимых перспектив.

Широкое применение сжиженного газа во всем мире объясняется его технологичес­кими преиму­щест­вами перед другими видами топлива.

Транспорт
Проблема перехода автотранспорта на альтернативные виды моторных топлив приобретает все большую актуальность. Из списка возможных решений (использование метанола, биогаза, синтетического бензина, разработка коммерчески выгодных электромобилей и пр.) сегодня можно говорить о двух практически освоенных направлениях – применении в качестве моторного топлива сжиженных углеводородных газов (пропана и пропан-бутановых смесей) и сжиженного природного газа (СПГ). На долю транспорта приходится около 9% общемирового потребления СУГ (18–20 млн. т).

Российская специфика потребления пропан-бутана в качестве моторного топлива имеет ряд особенностей:

  • При нынешних темпах прироста количества автотранспортных средств (5–7% в год) обеспечить отечественный транспорт нефтяным топливом в обозримой перспективе станет невозможным без освоения нефтяных месторождений с высокой себестоимостью добычи.
  • Преобладающую часть автомобильного парка составляют машины с неудовлетворительными экологическими характеристиками двигателей. 
  • На рынке моторных топлив в России преобладают бензины низкого качества, не соответствующие международным экологическим стандартам на выбросы вредных веществ в атмосферу. Производство бензина с повышенными экологическими характеристиками требует использования дорогих технологий переработки нефти. Кроме неизбежного при этом повышения цен на автомобильное топливо, следует отметить, что применение мер по снижению выбросов лишь частично решает проблему загрязнения окружающей среды. 
  • Экологическая обстановка, сложившаяся в России, требует срочных и комплексных мер по снижению нагрузки на окружающую среду, создаваемой автомобильным транспортом. Одним из средств решения этой проблемы является использование газомоторного топлива (ГМТ).

Перечисленное выше делает масштабный перевод российского транспорта на альтернативные виды топлива стратегической необходимостью. В России существует весь набор благоприятных условий для развития транспортного сектора использования СУГ. Являясь нефтедобывающей и газодобывающей страной, Россия располагает достаточной ресурсно-сырьевой базой для расширения производства сжиженных углеводородных газов. Запасы попутного нефтяного газа в российских нефтяных месторождениях составляют, по имеющимся оценкам, порядка 1,5 трлн. м3, и в настоящее время эти ресурсы не используются в полной мере.

На рынке моторных топлив пропан-бутан успешно конкурирует по цене с бензинами. Доля транспортного сектора в структуре внутрироссийского потребления СУГ на текущий момент оценивается в 20–25% (1,2–1,5 млн. т в год). Несмотря на то, что количественная доля пропан-бутана сравнительно невелика, данная сфера стабильно расширяется.

Бытовое использование
Половина расходуемого в мире сжиженного газа приходится на коммунально-бытовой сектор. Разнообразные виды систем автономной газификации охватывают практически весь спектр конечных потребителей — от дачных домов до коттеджных поселков и крупных коммерческих объектов, а современный технологический уровень выпускаемого оборудования позволяет решать самые сложные задачи по теплоснабжению.

Спрос на СУГ в данном секторе определяется территориальными и климатическими особенностями страны (региона), величиной площадей, не охваченных сетью магистральных газопроводов, ценами на конкурирующие виды источников тепла (уголь, дизельное топливо, электричество и т.д.).

Высокой долей коммунального сектора в структуре потребления СУГ отличаются Азия (около 65% в среднем по региону) и Восточная Европа (так, для Польши этот показатель составляет 60%). В то же время, в США и Западной Европе на этот сектор потребления приходится примерно 25 и 30% соответственно. В России 19–20% объема СУГ, потребляемого внутри страны, расходуется на коммунально-бытовые нужды.

Основной прирост мирового спроса на СУГ в коммунальном секторе обеспечивают страны Азии, Восточной Европы и Латинской Америки.

Производство СУГ в России
Вероятнее всего, основные сформировавшиеся в мире тенденции в области потребления СУГ сохранятся по крайней мере на ближайшие несколько лет. Так, продолжит расти потребление сжиженных углеводородных газов в странах АТР. В частности, Китай и Индия по-прежнему обладают высоким потенциалом дальнейшего роста спроса на СУГ. Другим быстро растущим потребительским рынком СУГ являются сегодня страны восточноевропейского региона, в которых после спада 90-х гг. наблюдается стремительный рост использования СУГ в быту, нефтехимии и транспорте. Особенно высокими темпами потребление сжиженных газов растет в Польше.

Одновременно ожидается дальнейшее увеличение внутрироссийского потребления СУГ. Распространение новых технологий, основанных на использовании пропан-бутановых смесей, в быту и промышленности, рост числа автомобилей на газовом топливе, растущие сырьевые потребности нефтехимических производств — эти и другие факторы обеспечивают прирост потребления не менее 3-5% в год. Все это создает предпосылки для расширения как внутреннего, так и внешнего рынка российских СУГ, что, в свою очередь, требует расширения их производства.

На сегодняшний день производство СУГ в России находится приблизительно на уровне 1991 г. В структуре производства около 41% приходится на предприятия газопереработки, около 35% — на предприятия нефтехимии и около 24% — на предприятия нефтепереработки. Среди компаний-производителей ведущее место занимает ОАО «Газпром» (60% от общего объема производства, или 5 млн. т в год).

При установившихся с 2000 г. темпах роста (5–6% в год) производство СУГ к 2010 г. должно составить 11–12 млн. т. Ряд сложных проблем (в числе которых — монопольный характер российского рынка СУГ, недостатки существующей системы государственного регулирования цен, недостаточно развитый характер инфраструктуры поставок сжиженного газа потребителям) на настоящем этапе препятствует ускоренному развитию производства СУГ и полномасштабному использованию существующей ресурсной базы.

Существует целый ряд технологических задач, эффективное и экономически оправданное решение которых возможно только с помощью систем, использующих пропан-бутановые смеси. К числу таких задач, в первую очередь, относится резервное теплоснабжение, особенно актуальное в условиях России.