Какое топливо можно использовать в качестве резервного

По всей России 8 800 707-75-89
Санкт-Петербург +7 (812) 611-25-89
В первую очередь, пропан-бутан или иными словами сжиженный углеводородный газ (СУГ). Допустимо так же и применение сжиженного природного газа (СПГ) , но из-за низкой температуры хранения (–164°С) применение его в качестве резервного топлива весьма ограниченно. Для одного из проектов проведено исследование по эффективному использованию СПГ в качестве демпфера-накопителя при установке оборудования для сжижения газа на ГРС на территории предприятия, хранения и регазификации для покрытия пиковых и аварийных нагрузок.

Для этого проекта характерной чертой является недельный цикл колебаний «переборами» в рабочее время, кроме того, возможность накапливания сжиженного газа в ночное время и выходные дни. Для того чтобы повысить эффективность функционирования системы предлагается использовать сжиженный метан для газификации жилых домов в ближайших населенных пунктах.

Виду того, что российский рынок СПГ на данный момент находится на стадии первичного формирования, этот проект является очень редким. С применением СУГ все обстоит по-другому. Это сжиженный газ, на две трети состоящий из пропана и одной трети из бутана, который как и метан, относится к парафиновым углеводородам. Он хорошо подходит для резервирования, потому что в отличие от СПГ, он транспортируется и длительно хранится при естественных температурах. В большей степени СУГ известен как бытовой газ. Рынок его достаточно развит и динамичен.

Он, в большей степени ориентирован на цены рынка моторных видов топлива и нефтепродуктов и в меньшей степени на цены на природного газа. Для сжигания пропан-бутана, достаточно простой регулировки и не требуется замены горелок в газовой линейке. Обусловлено это тем фактором, что калорийность 1 м3 паровой фазы данного газа в 2,8 раза выше, чем калорийность метана, и если для сжигания 1 м3 метана требуется 9,5 м3 воздуха, то для сжигания 1 м3 пропан-бутановой смеси необходимо 25,9 м3.

Высокая экономичность.

Рынок цен на пропан-бутан достаточно стабилен и в большей степени страдает от фактического ограничения поставок на внутренний рынок, чем от роста цен. Для сравнения: за 2003 г. его среднегодовая цена выросла не более чем на 10–12%, в то время как природный газ подорожал официально только за 2002 г. не менее чем на 40%, а косвенно, с учетом ограничения поставок и предложений поставок его потребителям по коммерческим ценам рост цены еще более значителен.

Региональные рынки тесно связаны со своими поставщиками.

Например, остановка на профилактику нефтехимического комбината в Киришах (Ленинградской обл.) — основного поставщика пропан-бутана на Северо-Западе — заставила цены подняться на 20–25% (на месяц-два). Это явление временное и не имеет прямого отношения к экономике резервного топлива. Пропан-бутан, по сравнению с дизельным топливом имеет весьма конкурентоспособную стоимость. Что же касается существенно более низкой цены на топочный мазут, то с учетом разницы КПД горелочных устройств и затрат «на себя» мазут находится практически в ценовом паритете с СУГ, существенно уступая ему по потребительским свойствам.

Экологическая чистота

По сравнению с тяжелыми фракциями нефтяного топлива, очевидна экологическая чистота газообразного топлива по сравнению с тяжелыми фракциями. Прежде всего, это отсутствие загрязнения при транспортировке и разгрузке, а также существенно меньший выброс вредных веществ при сжигании. При сжигании СУГ процентное содержание СО в выбросах лишь на 10–15% выше, чем при сжигании самого чистого топлива — природного газа, а количество сероводорода минимально, чего нельзя сказать о сжигаемых тяжелых нефтяных видах топлива.