СУГ негде держать

По всей России 8 800 707-75-89
Санкт-Петербург +7 (812) 611-25-89

СУГ негде держать

Россия достаточно часто сталкивается с дефицитом СУГ на внутреннем рынке, даже не смотря на то, что является одним из крупнейших производителей углеводородных газов (в прошлом году производительность составила 11 млн. тонн). На экспорт отправляется 20% от объема производства СУГ, а из общего количества добытой в РФ нефти за рубеж продано примерно 45%, угля и природного газа - чуть более 30%, экспортная доля произведенных в России нефтепродуктов составляет более 45%.

Одним из наиболее запомнившихся случаев за последнее время, связанных с дефицитом СУГ, является остановка подачи тепла одновременно в нескольких населенных пунктах Ленинградской области. Основное топливо для коммунальных услуг в этих поселениях - пропан-бутан. Проблема заключалась не только в резком скачке спроса, но и в задержке поставок из-за фактора логистики. Возникшую ситуацию можно было бы предотвратить, если бы имелся резервный запас пропан-бутана, но и тут есть некоторая загвоздка - данное топливо не подлежит долгосрочному резервированию.

Пропан-бутан необходимо хранить под давлением в специальных резервуарах, стоимость которых намного выше, чем, например, в случае хранения нефтепродуктов. Для решения этих проблем можно применить газонаполнительные станции, но здесь опять-таки вступает в силу экономический фактор.

В подобных условиях единственной осуществимой возможностью избежать дефицита является поддержка области производства государственными органами власти - федеральными, муниципальными и региональными.

Существует несколько вариантов содействия - как создание местными властями специальных хранилищ СУГ, так и создание условий для компаний-поставщиков, стимулирующих содержание ими резервных хранилищ. Федеральные власти могли бы приложить руку к решению вопроса с железнодорожниками о создании приемлемого режима быстрым поставкам СУГ в районы, нуждающиеся в топливе.

Также, регулирование экспорта, которое позволило бы в короткие сроки переводить необходимые объемы сжиженных газов с внешнего рынка на внутренний. Плюс, России требуются дополнительные мощности по производству СУГ, так как потребление его растет с каждым годом. Это объясняется увеличением спроса на пропан-бутан в качестве газомоторного топлива, к чему причастно прекращение выпуска дешевого, но неэкологичного 80-го бензина.

Есть и другая проблема, связанная с обеспечением населения пропан-бутаном по системе "балансовых зданий". Она подразумевает, что предприятия-производители обязаны сдавать фиксированный объем пропан-бутана по регулируемым государством ценам. Цель предпринятой правительством РФ меры заключалась в гарантированном обеспечении населения сжиженным газом.

Данная система понесла за собой только убытки. В 2012 году был запущен процесс реформирования "балансовых зданий". Участниками рынка была предложена следующая схема: существующая система квот сохраняется, когда поставщики балансового газа обязаны обеспечить потребителей СУГ гарантированными объемами, путем заключения уполномоченными организациями долгосрочных договоров с поставщиками СУГ. При этом цена газа будет определяться на основе формулы цены.

Судя по всему, либерализация рассматриваемого сегмента рынка сильно не ударит по карманам граждан. Цена за килограмм пропан-бутана увеличится примерно на 3 рубля при нормативе потребления 5 кг. на одного человека в месяц, что в процентном соотношении составляет 15%. Плюсом такой системы будет право населения требовать от производителей, поставщиков и местных властей гарантированного обеспечения их СУГ в нужных объемах.

По материалам rg.ru
© 1997 — 2019
FAS