Рынок пропан-бутана рассорил два крупнейших частных энергетических лагеря.

По всей России 8 800 707-75-89
Санкт-Петербург +7 (812) 611-25-89

Рынок пропан-бутана рассорил два крупнейших частных энергетических лагеря.

В скором времени в корне изменится схема наполнения рынка СГ Украины. Сейчас трейдеры пытаются получить долю на рынке посредством импортного сырья, раньше же ставка делалась на отечественный пропан-бутан.

Еще летом 2010 года на рынке торговли пропан-бутаном стали производиться некоторые реформы. Кабмин на тот момент издал постановление №601 "О внесении изменений в правила продажи энергоресурсов", в котором говорится о том, что производители автогаза ("Укртатнафт", "Укргаздобыча", "Укрнафт") должны формировать объемы продаваемого пропан-бутана на основании количества подаваемых заявок от покупателей. Результатом реформы послужил резкий скачок продаж автогаза на специализированных аукционах, подразумевающих его перепродажу трейдерами населению. Таким образом, вместо 8 тысяч сжиженного топлива оптовики стали выкупать на спецаукционах 40 тысяч топлива в месяц из-за возросших со временем аппетитов.

Уже позднее стало понятно, что немыслимый спрос на отечественный сжиженный газ оказали не возросшие аппетиты населения, а небольшая группа харьковских компаний: ООО "Запорожгаз-2000", ООО "Черкассы-газснаб", ООО "Луганскснабгаз", ООО "Крымбутангаз", ООО "Укрхарьковгазпоставка-2009" и ООО "Модус-вивенди". Активность предприятий легко объясняется: на специализированных аукционах выкупается пропан-бутан по определенной цене равной 2130 грн./т, при этом перепродается на коммерческом рынке по 8-10 тысяч грн./т.

Такая логика продаж действует у "харьковчан" уже второй год. Объемы выкупаемого сырья на аукционах близки к 500 тыс. т/год, что при перепродаже дает около 5 млрд. гривен чистой прибыли.

Неизвестна дальнейшая схема распределения этой выручки. По одной из версий, бизнесмен Игорь Коломойский является главным инкасатором, курирующим двух из трех главных производителей пропан-бутана в Украине - "Укртатнафту" и "Укрнафту". В энергетических кругах же все интенсивнее идут дискуссии на тему интереса к этому бизнесу окружения руководителя Генпрокуратуры. Фактических же доказательств причастности Виктора Пшонки к этим операциям нет.

Компании, курируемые, по мнению участников рынка, Коломойским, занимают приблизительно 60% украинского рынка оптовой торговли пропан-бутаном. На их фоне серыми выглядят достижения лидеров украинского газового рынка Дмитрия Фирташа. По итогам 2011 года он занимал всего 3-4% оптового рынка торговли автогазом, которые были обеспечены за счет родственной компании "Инком траст", пополнившей запасы Украины 20 тысячами тонн импортного газа за прошедший год.

На данный момент "Инком траст" удвоил объемы закупок импортного пропан-бутана, т.е. в 2012 году они увеличатся до 40 тысяч тонн, что составляет около 10% общего объема импорта пропан-бутана в Украину. Сейчас у Фирташа есть все перспективы для расширения автогазовых горизонтов. Основной зацепкой является то, что дончане все меньше уделяют импорту пропан-бутана. В прошлом году близкие им компании ООО "Фискус-21", ООО "Кванта коста", ООО "Укрэнергорынок", ООО "ГазУкраина-2009" завезли в страну около 100 тысяч тонн автогаза, а в этом году по объективным оценкам объем составит всего 20 тысяч тонн. Это объясняется тем, что импорт требует длительного отвлечения оборотных средств - только на растаможивание уходит около 45 дней.

По материалам neftegazexpert.ru
© 1997 — 2019
FAS