Подъемная сила

По всей России 8 800 500-92-62 Москва +7 (495) 120-07-78 Санкт-Петербург +7 (812) 318-75-80

В сентябре 1783 года братья Жозеф и Этьен Монгольфье наконец-то добились аудиенции короля Франции Людовика XVI. И пришли они к монарху не с пустыми руками: построенный ими воздушный шар был в определенном смысле произведением искусства. Его оболочка высотой более 20 метров имела необычную бочкообразную форму и была разукрашена снаружи вензелями и красочными орнаментами. Оказалось, что король в порядке развлечения наблюдал за рождением совершенно нового вида транспорта — воздушного. Полотняный шар, оклеенный бумагой, «держал» на себе веревочную сетку с легкой корзиной.



После нескольких часов работы братья с помощью жаровен и кузнечных мехов надули шар горячим воздухом и по кивку короля запустили его в небо с бессловесным экипажем. Первый блин не вышел комом — шар поднялся на высоту 500 метров и пролетел за восемь минут около двух километров! Братья Монгольфье стали героями дня, а все воздушные шары, в которых для создания подъемной силы использовался дымный воздух, стали именоваться монгольфьерами.

Современным обликом тепловые аэростаты обязаны американскому инженеру Полу Эдварду Йосту, сконструировавшему в 1960 году компактную, легкую и мощную пропановую горелку, практически без изменений применяемую и сегодня.

Новинка привлекла всеобщее внимание. Через полгода первое путешествие на воздушном шаре совершили и люди: парижане Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз дАрлан. Достаточно долго Франция сохраняла монополию на воздухоплавательные аппараты, правда, воспринимавшиеся исключительно как средство развлечения. Лишь в начале XIX века воздушные шары стали применять и в других целях. Так, в феврале 1805 года участники русской кругосветной экспедиции под командованием адмирала Ивана Крузенштерна, находясь в японском городе Нагасаки, впервые использовали воздушный шар для наблюдения воздушных течений. В 1849 году во время борьбы Италии за независимость австрийские войска сбрасывали на Венецию с помощью аэростатов зажигательные и разрывные бомбы. Во время франко-прусской войны 1871 года посредством аэростатов была налажена связь окруженного немцами Парижа с остальной Францией. За четыре месяца на аэростатах переправили 3 миллиона писем и депеш общим весом почти 17 тонн, а также 150 пассажиров.

В России первый полет состоялся 30 июля 1803 года. Французский воздухоплаватель Андре-Жак Гар-нерен, приехавший в Россию со своим воздушным шаром, предложил взять с собой в полет пассажира за 2000 рублей. Им стал престарелый генерал от инфантерии Сергей Лаврентьевич Львов, причем по прямому приказу императора Александра I. В шесть часов вечера воздушный шар с Гарнереном и Львовым поднялся в петербургское небо с плаца кадетского корпуса (ныне на этом месте разбит Румянцевский сад) на Васильевском острове. Аэростат полетел в сторону Финского залива, постепенно набирая высоту в 2,5 километра. Вскоре ветер неожиданно переменился, и Жак Гарнерен решил опустить шар на землю в районе

Красного Села. Так Сергей Львов стал первым россиянином, поднявшимся в небо на воздушном шаре.
Благодаря рекламным полетам, проводимым французом, воздухоплавание быстро стало популярным в России. Воздушные шары использовались не только в развлекательных, но и в военных и научных целях.

До середины XIX века большинство аэростатов были неуправляемыми. Поднявшись в воздух, они просто дрейфовали по ветру. Когда горячий воздух остывал, агрегат терял высоту. Чтобы улучшить маневренность и управляемость аэростатов, инженеры стали прикреплять к ним воздушные винты. В сентябре 1852 года француз Анри Жиффар совершил первый управляемый полет на шаре с паровым двигателем, развив скорость в 11 км/ч. Позже такие летательные аппараты стали называть дирижаблями. В дальнейшем приоритет был отдан газонаполненным аппаратам, а тепловые шары были надолго забыты.



Современный облик тепловые аэростаты приобрели после усовершенствований американского инженера Пола Эдварда Йоста. Он задался целью не допустить заката воздухоплавания и создать дешевый и практичный аэростат. В 1955 году Иост попытался решить эту проблему с помощью керосиновой горелки, так же, как пытались до него некоторые инженеры в 30-е годы. Столкнувшись с огромными сложностями в эксплуатации керосиновой горелки, Иост не опустил руки и создал принципиально новую схему горелки на только что появлявшемся в те годы совершенно новом топливе — жидком пропане. Заручившись финансовой поддержкой ВМС США, он создал новую конструкцию нейлоновой оболочки теплового аэростата каплевидной формы и, снабдив его своей горелкой и двумя баллонами сжиженного пропана, совершил 22 октября 1960 года первый полет на тепловом аэростате нового поколения.

ВМС так и не выдали Йосту контракт на его аэростаты, зато американские воздухоплаватели завалили созданную им фирму «Raven Industries» заказами. Воздухоплавание в США и во всем мире ожило, получив новый тепловой аэростат Йоста. Потом, конечно, фирму Йоста обошли более коммерчески грамотные предприниматели и она слилась в начале 1980-х годов с фирмой «Aerostar». Но Эд Йост продолжал технически усовершенствовать созданный им подкласс аэростатов, летать на монгольфьерах, ставить рекорды, учить молодежь. В 1995 году его имя первым из живых тогда людей было внесено в Зал Славы FAI, наряду с братьями Монгольфье и графом Цеппелином.



Впервые в США фестиваль воздушных шаров прошел в 1972 году в городе Альбукерке. Тогда в воздух поднялись всего 13 воздушных шаров. Теперь это не только самый крупный фестиваль воздушных шаров в мире, но и самое большое развлекательное мероприятие в США! Открытие фестиваля — один из самых интересных дней. Парк открывается в б утра, но задолго до восхода солнца у входа выстраивается вереница машин. Сюда приезжают туристы и фотографы со всех стран мира и сами американцы целыми семьями. Международный фестиваль воздушных шаров проводится один раз в два года. Последний мировой рекорд — 326 воздушных шаров, которые разом поднялись в воздух. Фестивали и соревнования способствовали появлению великого множества причудливых и сумасшедших проектов воздушных шаров.

Сегодня тепловые шары и дирижабли в основном используются для отдыха. Прогулка на воздушном аппарате — любимое времяпрепровождение сотен тысяч людей по всему миру. Только в США насчитывается 7500 воздушных шаров, в России же подобных летательных аппаратов около 300. Ежегодно проходят около 400 самых разных воздухоплавательных фестивалей. Это и Бристольская воздухоплавательная фиеста, и фестиваль воздушных шаров «Большой медведь» в Нью-Джерси, и праздники воздушных шаров в Лондоне, Альбукерке, Шамбле. Особую радость зрителям подобных мероприятий приносит феерическое представление воздушных шаров «Ночное свечение». В вечернее время пилоты поднимаются в небо и меняют положение горелок так, что воздушные шары начинают светиться. По командам координатора пилоты координировано тушат и зажигают горелки, создавая в темном небе фантастические образы.

Воздухоплавательные праздники устраивают и в России. Фестивали воздухоплавания проходили в Перми, Ярославле, Казани, Ессентуках и др.

© 1997 — 2017 «ГазТехника»